Собака на сене (1) Собака на сене (2)
И все-таки еще пару слов о России и Европе - а то меня тут, понимаешь, уже обвинили в том, что я русским в европейскости отказываю, и что я зря бочку на старушку Европу качу и какие-то обидки кидаю.
Ничего я ни кидаю и не качу. Напротив, я утверждаю, что европейская культура, ставшая сегодня глобальной, - это и есть мировая общечеловеческая культура в подлинном смысле этого слова. Потому что именно эта культура в свое время вобрала и впитала в себя греко-римскую культуру античного мира. А античная культура - это и есть вся древняя культура человечества, от Средиземноморья до Ближнего Востока. Никакой другой культуры у человечества не было и не будет. Все остальное (Индия, Китай или, прости Господи, ацтеки какие) - это культуры неполноценные, оказавшиеся в силу своей географический привязанности в изоляции и на периферии, не имея возможности обмениваться и общаться с культурой Средиземноморья и греко-римского мира. Местами интересная, конечно, экзотичная, но это маргинальщина. И какой-нибудь китайский "философ" Конфуций по сравнению с греческой мыслью - это просто деревенский дурачок, щеголяющий деревенской "мудростью" и занимающийся примитивным морализаторством. Греки, конечно, тоже с этого начинали, но ушли много-много дальше - как в силу своих собственных особенностей, так и в силу возможности общаться с культурами всего Средиземноморья и Ближнего Востока. А их было там много и самых разных.
Понятно, что европейская культура не тождественна античной культуре и в ней много чисто европейских заморочек и дури. Но именно она впитала все лучшие достижения предыдущей человеческой культуры, существенно их переработав и развив уже в русле своей европейской культуры - с католицизмом, с феодальным правом, с национальными особенностями европейских народов и много чего еще с чем, чего в античной культуре не было и что стало вкладом уже самих европейцев. И поэтому приобщение к европейской культуре, которое началось при Петре, является в некотором смысле и приобщением к общечеловеческой культуре как таковой - через европейскую. И никто, помимо европейцев, этого наследия получить и переварить не мог - даже арабы, которые тоже много чего восприняли от античности через ту же Византию, в какой-то момент заглохли - так как ислам не предполагал развития, в отличие от христианства.
И была только одна страна и только один народ, который потенциально мог переварить античность и создать на ее основе новую христианскую культуру мирового класса, альтернативную европейской - это русские. И 19-й век это доказал со всей очевидностью - и ста лет не прошло со времен петровской европеизации, а Россия уже выдала культуру мирового (=европейского) класса по всем практически направлениям, причем сколь универсальную (а это и есть признак высокого класса культуры), столь же и национальную и самобытную. Толстой и Достоевский могли родиться только в России, и только русские могли написать то, что написали они.
И вот здесь еще один интересный вопрос возникает: а почему русские не восприняли античную культуру раньше, так что в итоге нам пришлось ее получать опосредованно, из рук европейцев, - в сильно искаженном виде, очень частично и при столь жутких обстоятельствах, коими сопровождалась петровская европеизация? Вот на этот вопрос я и попытался, собственно, ответить, когда писал про "собаку на сене". То есть монахов прислать, книжки какие по церковному обряду, толмачей немногих для перевода с греческого на славянский, митрополитов, иконописцев - это пожалуйста. Да и то ровно столько, сколько необходимо для поддержания своего культурного влияния на Русь и развития православия. А все остальное - ни-ни. Не то, чтобы науку какую на Русь принести (риторику хотя бы или право), но и греческую философию подальше от варваров запрятать - а то мало ли что эти варвары удумают. То есть все очень скудненько, скромненько, без всяких излишеств и исключительно в религиозных целях.
Но сами-то византийцы не только Афанасия Великого или Иоанна Златоуста почитывали. У них-то самих тут же рядом и Платон, и Аристотель и много чего еще читалось и преподавалось. А это совсем другое дело. Ведь понять того же Афанасия или Иоанна было очень трудно, не зная Платона или Плотина. О чем там Василий Великий в своем "Шестодневе" вещает? Материя какая-то, сущности. Фиг поймешь. И без греческой философии не только самой философии, но и богословия возникнуть не могло: ведь христианское богословие и патристика вся вышла из греческой философии и вся изложена на языке греческой мысли. И если вырвать патристику и православную догматику из того культурного контекста, в котором они были созданы, то культуры уже не получится. Получатся религиозный фанатизм и привязанность к обрядам. Что в итоге и произошло на Руси, где вместо мысли - "Домострой", а вместо богословских споров - "древлее благочестие" раскольников, сжигавших себя за двуперстие и за то же сжигаемых сторонниками Никоновской Церкви.
Культурка мимо русских прошла. Припрятали византийцы от русских культурку-то. "Молитесь больше, и будет вам счастье". Конечно, в этом, наверное, была не только политика, но и опасение, что русские варвары, получив Платона или Плотина, в ересь впадут - а такие ереси в самом византийском мире, где традиции греческой философии сохранялись, возникали регулярно и всякие разные. То есть вполне возможно, что греки просто не хотели рисковать - умы вновь обращенных слабые, вера православная у них шаткая, ну его нафиг, от греха подальше. Библию им перевели, обряды дали, священников прислали - и хватит им, достаточно и этого. Но суть от этого не меняется - античная культура мимо русских прошла. И несмотря на все свои отдельные достижения в области храмового зодчества или иконописания, русская культура оставалась очень слабой и шаткой. Даже в богословии полный кирдык - не с чего было богословствовать. И один заезжий еврей мог в короткий срок в свою жидовскую ересь всю церковную верхушку обратить, и даже Царя. Хорошо спохватились вовремя, и быстренько эту ересь зачистили. Но это было явным признаком того, что в Третьем Риме, со всеми его церквами и монастырями, даже вера православная была очень шаткой. Нет культурки, нет понимания, что и откуда в православной догматике взялось. И все упование - на Господа Бога. И без культурки русским очень тяжко пришлось.
Ну, а когда Византия медным тазом накрылась и пала под турками, античное достояние уже только в Европе можно было найти. Законный наследник - православная Русь - с хуем в руке осталась, а Европа, взявшая это самое достояние хищением и грабежом, стала главным распорядителем всего этого наследия.
То есть зря меня упрекнули в том, что я против европейцев что-то пишу. Ничего я не против. Совсем наоборот, я считаю, что русские - это не просто европейцы, а европейцы даже более, чем сами европейцы. Ибо именно русские являются законными наследниками мировой культуры. И потенциально сегодня только русские могут создать нечто, что сможет претендовать на всемирное значение, что-то, альтернативное Западу и его версии мировой культуры. И собственно, именно поэтому все время возникает вопрос о соотношении России и Запада. Конкурент.
И именно поэтому, когда в России своя культурка все-таки появилась к началу 20-го века, Россию и русских под откос пустили и большевиков прислали. И вместо проливов и Константинополя (символ окончательной победы России над Европой и претензия на мировое русское господство в области всей человеческой культуры) - Интернационал картавый с Лениным и Троцким в Кремле и с их латышскими стрелками. Ну, и все прочие прелести большевизма. Ведь большевизм - это не просто безбожие. Это было и сознательное уничтожение культуры как таковой. Совки ведь просто оказались выброшенными из мировой культуры. И теперь вот головами стукаются, с портретами Сталина расхаживают. Уроды. Люди вне человечества и человеческой культуры, которые своим уродством еще и гордиться хотят.