runo_lj: (Default)
[personal profile] runo_lj
Вольные каменщики (1)

Говоря о роли масонства в европейской истории и культуре, наверное, полезно будет разделить культурно-интеллектуальную составляющую масонства от его социальных организационных особенностей.

Что касается первого, то истоки масонства из истории средневековой Европы мы уже в целом обрисовали. Необходимо только добавить, что для европейской культуры борьба с христианством и католической Церковью всегда шла рука об руку со стремлением к мысли и просвещению, и поэтому для многих европейских умов всякого рода гностические секты и каббалистические учения были привлекательны даже не столько в силу их собственного содержания  - довольно мутного и примитивного, сколько возможностью взглянуть на мир иначе, чем того требовала католическая Церковь. Это чисто европейская заморочка - античная и византийская культура в этом смысле были куда более гармоничнее, и такого острого конфликта между религиозностью и научной мыслью, между религиозной доктриной и просвещением, как в Европе, ни в античности, ни в Византии не было. В Европе же этот конфликт был необычайно острым - о чем говорить, если даже Священное Писание католическая церковь запрещала читать кому-либо, помимо своих священников, не говоря уже о переводе Библии с латыни на европейские национальные языки? И именно в силу этой жесткой монополии католической Церкви в области мысли и просвещения в Европе всегда были сильны антихристианские устремления, а люди мыслящие и жаждущие знаний не находили ничего лучше, как припадать ко всякого рода каббалистической и чернокнижной лабуде.


Именно поэтому рациональное мышление и наука периода европейского Просвещения с самого начала приняли откровенно антицерковные антикатолические формы.  И масонство для Европы стало одной из тех ниш, куда могли податься образованные и мыслящие люди в поисках свободы от диктата католической Церкви. Человек, который искал "истину" и "духовность" в масонстве - это гетовский Фауст, и этот Фауст готов был подписать контракт даже с дьяволом, лишь бы получить возможность свободного исследования мира и свободного познания (кстати, и сам Гете был масоном). 

При этом масонство - это, конечно, движение религиозное, и роль религиозной идентичности, закрепленное в масонских символах, ритуалах и этике, невероятно велика. Другое дело, что в силу указанных выше причин и чисто европейских особенностей истории и культуры масонская религиозность носит откровенно антихристианский характер, напрямую выходя на культ откровенного сатанизма и богоборчества (и именно здесь, кстати сказать, масонство влотную сближается с иудаизмом со всей его традиционной ненавистью к христианству и христианскому миру - поэтому термин "жидомасоны" не настолько уж и выдумка). Масонство дало европейскому человеку то, что он искал  - свободу познания и мысли, но при этом не лишило его и определенной религиозности. Именно это сочетание чисто светского ума и стремление к рациональности (с одной стороны) и (с другой стороны) сугубо религиозные моменты в масонской идентичности, которые дают человеку некие представления о высшем предназначении и четкие этические принципы, и сделало масонство столь привлекательным для множества умов 18-19 века, а само масонство превратило в очень влиятельную культурную, социальную и политическую силу Европы и США. 

Средний масон мог вести вполне светский образ жизни, участвовать в постоянных масонских пьянках, заниматься своим любимым делом (наукой, медициной или преподавательством), но при этом ощущать себя религиозным и этически состоявшимся и целостным человеком, который просто "перерос" глупые предрассудки католической церкви и смотрит на вещи несколько шире. Поэтому масон стал идеальной фигурой для осуществления всякого рода заговоров и тайных убийств 18-19 века: вот этот веселый и остроумный светский человек только что развлекает дам в салоне и произносит умные речи о науке и просвещении, а через час тот же самый человек, ведомый своими религиозными масонскими принципами и клятвами, уже спешит под дождем по узким улицам Парижа, Лондона или Вены, скрывая под плащом кинжал, к своей жертве, которую ему поручили убить вышестоящие братья, а еще через пять минут он с убежденностью религиозного фанатика вонзает свой кинжал в сердце врагу и хладнокровно наблюдает на предсмертные судороги жертвы и на ее льющуюся на мостовую кровь. Идеальный заговорщик и агент для любой спецслужбы, и большинство современных европейских спецслужб и в самом деле прямиком вышли из масонских лож. 

Каковы же этические, социальные и политические идеалы масонства? Ну, примерно те же, что были сформированы просветителями и либералами 18-19 века - свобода, равенство, братство и прочая лабуда. При этом кто на кого здесь больше повлиял - идеологи Просвещения на масонство, или же, напротив, масоны на просветителей,  - как мне представляется, спрашивать совершенно бессмысленно. Просто потому, что европейские и американские просветители в массе своей состояли в тех или иных масонских ложах, и отделить масонство от интеллектуальной и духовной жизни Европы 18-19 века практически невозможно. Ведь масонские ложи мало чем по сути отличались от интеллектуальных или литературных европейских салонов и клубов - ну, разве что религиозный момент (в масонском его исполнении) там был обозначен гораздо более четко. И поэтому у большинства европейских идей - от либерализма и социализма - можно всегда с легкостью найти масонские корни, а в символике европейских политических движений и партий - обнаружить масонские символы (как, например, серп и молот в символике большевиков и прочих европейских социалистов).  И поэтому когда во время Французской революции начали резать католических священников и разрушать церкви, а спустя 100 лет то же самое произошло в России с православными церквами и священниками - нужно просто понимать, откуда все это пошло и что за всем этим стоит.

Profile

runo_lj: (Default)
runo_lj

August 2012

S M T W T F S
    1 2 3 4
56 78 9 10 11
1213 14 15 161718
19202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 8th, 2025 02:13 am
Powered by Dreamwidth Studios