Хм, признаться, я как-то упустил из виду, что Эрэфия, ратифицировав в 2006 году после долгого сопротивления "Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией", сделала оговорку и
отказалась присоединиться к ст. 20 этой конвенции. А ведь это очень любопытный факт.
Статья эта буквально гласит следующее:
Статья 20
Незаконное обогащение
При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.
На практике это означает, что в случае, если какой-либо чиновник не может объяснить происхождение своего домика, машины или хорошего отпуска на Лазурном берегу, стоимость которых превышает официально задекларированные им доходы, это немедленно становится поводом для возбуждения уголовного дела против него и начала расследования о происхождения оных средств. При этом инициатива о возбуждении подобных уголовных дел может исходить как из государственных органов (скажем, налоговой инспекции), так и от частных лиц или общественных организаций.
Ну, скажем, гуляет человек по пригородам Санкт-Петербурга и натыкается на очень дорогой домик, в котором, как выясняется, отдыхает после дел праведных какой-нибудь очень уважаемый чекист, или полицай из отдела "Э" или известный борец с коррупцией от "Единой России". И, задокументировав этот домик (сняв парочку фоток), гуляющий гражданин может подать заявление о проверке на предмет соответствия официальных доходов оного доблестного героя Эрэфии и стоимости домика. И если чекист, полицай или единоросс не смогут толком объяснить, откуда у них взялись средства для приобретения своих домиков, это уже само по себе становится основанием для возбуждения уголовного дела и уголовного наказания - то есть мычание чекиста, полицая или единоросса трактуется как доказанный факт коррупции.
Механизм этот является одной из наиболее эффективных мер по борьбе с коррупцией - ведь чиновник-коррупционер немедленно попадает под пристальное внимание всего общества, и скрыть свои нетрудовые доходы от глаз общественности и действующей с ней заодно правовой системой практически невозможно. И вот именно эту статью режим Эрэфии признать отказался категорически. И сопротивление здесь идет по всем инстанциям и всем уровням, начиная с самого верхнего.
Понимаете? То есть все эти разговоры, что режим борется с коррупцией, но все никак не может ее победить, или что во всем виновата "проклятая русская ментальность" - все это жвачка для дураков. Режим совершенно сознательно конструирует коррумпированную сверху до низу систему, и это является его политической линией.
Зачем? А все очень просто. Дело здесь, конечно, не только в том, что весь нынешний режим преступен до основания, и весь вышел из воровства и хищений - причем как в лице кремлевских высокопоставленных чиновников, так и в лице олигархов, - и поэтому опасается, что в отношении них лично в какой-то момент могут возникнуть вопросы. Этот момент, безусловно, присутствует, но дело не только в этом - в конце концов, у правящей мафии при желании хватит административного ресурса и бабла замять ненужные вопросы. Но здесь есть и другой, не менее важный мотив: правящая хунта таким образом выстраивает лояльную себе систему управления.
То есть чиновник (не важно, из какого ведомства и какого уровня - будь то участковый мент или губернатор), который как бы поступает на "государственную службу", уже заранее будет понимать, что по сути он вступает в очень большую организованную преступную группу (ОПГ), замыкающуюся на самых высоких кремлевских кабинетах, в которой взяточничество и злоупотребление служебным положением является самой "писечкой и мякоткой" всего этого процесса, и ради которых, собственно, он туда и вступает. Ну, что тут рассказывать - это понимают даже сегодняшние младшие школьники, которые на вопрос о том, кем они хотели бы стать, через одного отвечают: "Чиновниками".
И таким образом, кремлевский режим создает лояльную ему преступную систему - лояльную как в силу возможности обогащения, которую предоставил своим ребятам и девчатам Кремль, так и в силу преступного характера этого обогащения. "Мы все тут одной кровью повязаны" - это всегда был самый железобетонный принцип для солидарности любого криминального сообщества. Ну, здесь чаще всего до крови не доходит (хотя при необходимости - почему бы и нет? вон Магнитского замучали до смерти люди из этой системы, и ничего), но преступность этого сообщества Эрэфии имеет не последнее значение в целях его консолидации и солидарности.
Но при этом - что также немаловажно - Кремль вводит вместо 20-й статьи свой собственный механизм "борьбы с коррупцией", когда проверка на предмет соответствия доходов чиновника его расходам все же может быть инициирована -
но только вышестоящими чиновниками. Это позволяет, с одной стороны, имитировать борьбу с коррупцией, время от времени шумно разоблачая каких-нибудь "оборотней в погонах" и демонстирую их по всем СМИ в качестве результатов "борьбы с коррупцей". А с другой - это создает еще один механизм для удержания своей сволочи под контролем - ведь когда любой чиновник знает, что на него при желании всегда можно накопать статью о коррупции и посадить, он становится еще более лоялен вышестоящему начальству и Кремлю.
То есть очевидно, что эта коррупционная система сверху до низу появилась на свет не сама по себе. И что "русский менталитет" здесь абсолютно непричем. Нет, ребята, в социуме просто так ничего не происходит. Мы здесь видим совершенно сознательно и тонко выстроенную систему, своего рода криминальную социальную технологию по управлению чиновничеством, а через него - и всеми нами, всем обществом и всей страной.
Думаю, не нужно сильно распространяться, что из всего этого следует и что означает работа такой системы для страны, общества и повседневной нашей жизни. Наличие такой системы неизбежно будет означать, что дороги будут проваливаться, самолеты падать, корабли тонуть, а кавказских убийц будут постоянно отпускать - если в дело не вмешается общество и подобные случаи не получат огласку. А мы все так и будем дальше тонуть, гибнуть от рук кавказских зверьков, разбиваться, сталкиваться с правовым беспределом и беззаконием - и при этом материться, кляня проклятые русские дороги и вечную неустроенность России. А какой-нибудь слащавый еврейский интеллигентик или пухленький единоросс нам с экранов потом вечером объяснит, что виной всему - "проклятый русский менталитет" и "загадочная русская душа".
Впрочем, здесь есть и, так сказать, чисто духовно-нравственные издержки, которые также огромны. Если все общество и вся страна выстроены на такой коррупционной технологии управления, то понятно, что и граждане в такой стране, которые с детства приучаются к мысли, что нарушать закон, воровать и потом прятать концы в воду - это единственно правильный и возможный образ жизни и социального существования - такие граждане ничего действительно ценного создать никогда не смогут. Зачем, если в большинстве случаев они все проблемы привыкли решать через взятку - от поступления в ВУЗ или школу до устройства детей в детсад или продвижения какого-нибудь бизнес-проекта? И ни о каком правовом гражданском сознании тут уже и речи быть не может. Люди такого общества асоциальны по определению, и такое общество может двигаться только в сторону деградации. И такая нация социальных уродов, повязанных сверзу донизу и с детства и до старости выстроенной Кремлем криминальной системой, в общем-то обречена. Она просто-напросто неконкурентноспособна и не сможет ничего создать.