По поводу
моей оценки последнего выступления Холмогорова вопрос задали:
Вы хотите сказать, что до выступления у Ботокса, кто-то в чиновничьем окружении сомнеался в русофобской сущности режима?
Холмогорову можно предъявить много претензий, но высасывать из пальца совсем уж бредовые не надо.
Не украшают они никого, а тем более "охранителя" и лжеца "аморо":-((
Объясняю. В последнее время одной из целей русского движения (во многом, кстати, с подачи все того же Холмогорова) была заявлена необходимость добиваться признания за русским народом статуса "государствообразующего". Идея эта, в общем-то, правильная - это был бы важный шаг на пути построения русского национального государства.
Правда, здесь нужно учитывать, что сама постановка вопроса о "государствообразующем" статусе русского народа весьма сомнительна с юридической точки зрения. Потому что в конституционном и государственном праве такое понятие - "государствообразующий народ" - отсутствует, и не совсем ясно, что это означает и как это понимать. А если так и если такого понятия в конституционном праве нет, то, как верно кто-то заметил, под этим можно понимать все, что угодно - можно это понимать так, что русский народ является источником суверенитета в государстве и признается основателем этого государства, а можно при желании интерпретировать это как признание за русским народом каких-то особых обязанностей тяглового населения. Ну, то есть понять так, что русскому народу отводится та роль, о которой
написал Путин в своей статье по национальному вопросу - русский народ является каким-то раствором, фундаментом и бетоном для всех прекрасных нерусских народов России, но никакого права на самоопределение у него нет. Поэтому, конечно, правильнее было бы четко вписать в Конституцию, что русский народ является источником суверенитета и власти в России, или же дать в той же Конституции четкое определение статуса государствообразующего. Но поскольку кампания по признанию статуса государствообразующего по смыслу приближалась к указанному понимаю, то я лично в целом полностью поддерживал эту кампанию.
И кое-какие подвижки здесь уже наметились. Путин написал статью, в которой это слово - государствообразующий - было, наконец-то, произнесено. Демушкин вел переговоры в Чечне о том, чтобы чеченский парламент внес такую законодательную инициативу в Думу, и уже шли переговоры о точных формулировках обращения парламента Чечни. То есть процесс пошел. Мы не знаем, приняла бы Дума это обращение чеченского заксобрания или нет, и было бы принято какое-нибудь решение в самой Думе, но сама постановка вопроса, его обсуждение на уровне федеральной политики, безусловно, была очень и очень полезной, так как это позволило бы вынести сам русский вопрос на новый уровень и побудить общество и политиков к серьезному его обсуждению.
А потом происходит следующее. Холмогоров возвращается со встречи с Путиным и сообщает, что во время закрытой части беседы тот заявил, что постановку вопроса о государствообразующем статусе русского народа считает неправильной:
Потом заговорил я.
- Начал с того, что тут столько раз звучало в негативном контексте слово национализм, что я уже ждал, что меня отсюда выведут в наручниках. Но, пока не вывели, мне хотелось бы сверить часы по нескольким важным пунктам. Я уже понял позицию по 282 статье и по общему отношению к политическому национализму, которые скорее негативные. Но вот по поводу именования русского народа государствообразующим. Многие мои соратники националисты говорили примерно так: "Пять лет назад мы за такую статью Путина носили бы на руках. А теперь извините. Веры словам нет, нужны правовые гарантии". Поэтому вопрос - Как Вы относитесь к предлагаемой русскими националистами поправке к конституции, которую тут поддержал и парламент Чечни. В конституционном праве России существует аналог такой статьи, например в Удмурт...
Тут Путин меня прервал на полуслове.
- Вот вы говорите, что вы русский националист и любите русский народ и конечно не желаете ему вреда. И я тоже русский националист, и я тоже люблю русский народ и не желаю ему вреда. Но это предложение оно разве к пользе русского народа? Что там в Чечне думают я не знаю. Но в других республиках и другие народы могут это воспринять негативно. Для многих, кто говорит, что они за русский народ - это абстракция, а вот слетали бы они со мной в Дагестан в 1999, когда рядом артобстрел. Мы очень можем легко скатиться в войну и кто за это ответит?
И, естественно, на следующий день в СМИ появились сообщения со ссылкой на этот пост Холмогорова о том, что Путин саму идею о признании русского народа государствообразующим признает ошибочной, а из Чечни тут же раздались голоса, что против воли Путина они пойти не могут и поэтому все переговоры о принятии упомянутой законодательной инициативы они сворачивают.
Все, приплыли. Господин Холмогоров разом похоронил всю идею и обнулил все начинания и результаты многомесячной кампании. Потому что ясно, что чиновники любого уровня, услышав от Холмогорова о позиции Путина по этому вопросу, а также СМИ и все прочие теперь будут знать, что сама поддержка этой идеи будет означать противоречие с Путиным и с его взглядами. Если бы Путин открыто, на прямо заданный вопрос о его позиции по этому вопросу, заявил все то же самое - это дало бы повод обсуждать позицию Путина, критиковать ее, спорить с ней. Но Холмогоров провернул этот фокус таким образом, что никто этого заявления Путина не слышал (все основано на словах Холмогорова) и вступать в полемику с властью нет никаких оснований. Но в то же время Холмогоров выступил транслятором указания власти эту тему замылить и не поднимать.
Конечно, этот фокус Холмогорова можно объяснить тем, что он глупый человек, или не понимал, что он делал, когда писал этот свой пост и т.д. Но это не так. Холмогоров долгое время работал на Суркова, он уже давно обслуживает интересы Кремля, редактирует свои сайты, публикуется - и он прекрасно знает, как устроено информационное сообщество и как работают чиновники, и он прекрасно понимал, как будет вопринят этот его пост и к каким результатам он приведет. То есть совершенно очевидно, что, долгое время побивая себя в грудь и громче других крича о необходимости признания за русским народом статуса государствообразующего, Холмогоров на деле - одним хитрым фокусом - фактически слил всю эту идею и подставил все русское движение. То есть выступил
как антирусский агент власти в рядах русского движения.
То есть как провокатор.
Потом, конечно, Холмогоров
наигранно возмущался, что его не так поняли,
обещал выругаться на журналистов, которые распространили эти его слова. Но все это обычная актерская игра. Холмогоров не мог не понимать, к чему приведет публикация его поста с подобным обозначением позиции Путина. И с помощью этого маленького фокуса он на деле похоронил то, за что сам долгое время как бы выступал на словах. А все эти оправдания и угрозы устроить скандал - это обычное кривляние филера и провокатора. У Холмогорова папа, если кто не знает, актер. Поет цыганские романсы в канадском театре. И Холмогоров - такой же лицедей, который стрижет купоны на провокаторской деятельности в русском движении. То есть работает обычным провокатором. В этом его роль и состоит.
Что тут непонятного? Все же совершенно очевидно.