Фантастика! Сенсация! Небо упало на землю, а земля сошла со своей оси!
Галковский признал, что античность и Римская Империя и в самом деле существовали, а не были выдуманы средневековыми иезуитами и интеллектуалами эпохи Возрождения! Ну все, теперь Олимпийские боги во главе со старым развратником Зевсом, наверное, месяц бухать будут, не просыхая, празднуя свое признание у Галковского...
А вообще, сказать честно, никогда не понимал, как образованный и очень неглупый человек, который порой высказывает весьма глубокие и пронициательные вещи относительно судеб культуры и человеческого общества, мог запасть на всю эту морозовщину-носовщину-фоменковщину. Ну понятно Носовский-Фоменко - обычные советские притырки, которые, будучи людьми советскими, и не такое могли изобразить - ведь, как я писал ранее, советская культура была по сути своей анти-культурой, мировым андеграундом, замешанным на коммунистической идеологии. И советский человек по сути был напрочь оторван и от мировой культуры, и от простых и естественных социальных практик и представлений. Советские - это люди из зоопарка. Ну, понятно, Пионеры и все эти, прости Господи, Дэвилы - такие же советские притырки с таким же советским нигилистическим культурным бэкгранудом, у которых в попытках хоть что-то осмыслить в истории и культуре немедленно сносит их непрочные советские крыши.
Но Галковский? Ведь любому мало-мальски образованному человеку должно быть предельно ясно, что та мощная, пышная и невероятно глубокая культура, которая возникла в Европе в 15-16 веке и плодами которой сегодня пользуется весь мир, ну никак не могла возникнуть из ничего, на пустом месте, и что европейская культура, долго мучаясь и созревая, получила в своем развитии какой-то мощный посторонний импульс. В Москву астролябию привезли - и через 100 лет здесь уже писал Пушкин и Гоголь. В Японию завезли технологию производства стали - и через 50 лет там уже шлепали орудия и корабли. И в Европе произошло то же самое, только "завезли" туда античное наследие - через Константинополь, через арабов, через собственные находки античных списков и архитектурных обломков. И пошло-поехало. Европа дозрела, Церковь, несколько веков прятавшая все это античное наследие в самые тайные сундуки, ослабла - и Европа разродилась Возрождением, Гуманизмом, Просвещением и всем остальным далее по списку. И эту культуру уже никак невозможно сфальсифицировать - все ходы записаны, так как уже появился печатный станок. А стало быть, что-то же этому должно было предшествовать, и это никак не могли быть унылые игры средневековых угрюмых европейцев, ловивших блох и читавших заклинания против чумы. Ведь это же все предельно очевидно.
Полагаю, что проблема Галковского состоит в том, что он все-таки также во многом человек глубоко советский - хотя он и пытается всеми фибрами своей души и своего мозга преодолеть ущербность советской культуры в себе. А вторая проблема Галковского состоит в том, что он мыслит как литератор, и для него письменные источники являются главной точкой опоры. А зная, как в литературе создаются образы и мифы, Галковский просто перенес свои представления литератора на историю. Все это и сделало из Галковского эдакого культурного аутиста, не способного преодолеть простейшие преграды для выхода в мировую культуру из советской и спотыкающегося, подобно ребенку, на простейших вопросах.
Хотя вот же, сам он прекрасно излагает доводы в пользу невероятного совершенства античной культуры, и эти доводы вовсе не какие-то отрывки из письменных источников, а материально-техническая культура античности:
Конечно в 18-19 веке новые европейцы от акведуков всё-таки покрякивали, но окончательно им стало ясно ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ античные люди их превосходили, только в 1938 году. Тогда немецкие инженеры проводили геологические изыскания на предмет строительства водопровода для города Мехерних и случайно наткнулись на подземный акведук Эйфеля. Какие-то его фрагменты были известны с середины 19 века, но тут люди увидели общую картину. Это огромное гидротехническое сооружение снабжавшее водой древний Кёльн («Кёльн» это «Колония Агриппины»). Римлянам надо было сделать незамерзающий водопровод в пересечённой местности, поэтому они сделали то, что надо было сделать (они всегда делали что надо и когда надо). Античные инженеры врыли в землю сложнейший извилистый водопровод длинной 130 километров, подающий свежую воду из горных источников. Немецкие инженеры увидели схему, посмотрели где, как, что и зачем люди сделали, и стали плакать горькими слезами. Потому что это уровень гидротехники середины 19 века. Еще в начал 19 века с такой задачей бы не справились. Одна геологическая разведка и общая планировка это два года работы крупного инженерного подразделения. Это ведь не то, что тупо пирамиду насыпать. Тут десятки технических задач, привязка к местности, продуманная инфраструктура последующего обслуживания. Вот точно так же историки и археологи по обломкам посуды и характеру погребений делают выводы о давно ушедших людях и культурах. Источникоцентризм Галковского (при очевидно слабом его знании источников не только восточных или византийских, но и европейских), его зацикленность на письменности сыграли с ним плохую шутку. Галковскому невероятно сложно выйти за пределы "литературного" 19-го века, и все свои представления об обществе, основанные на культуре 19-20 века, он, не задумываясь и совершенно безосновательно, переносит на всю человеческую историю. Невозможно читать, что он пишет о гладиаторах и играх в античности.
Люди поумнее считали, что это конечно эксцессы, а основу римского спорта составляли сражения гладиаторов, то есть профессиональных бойцов, которые на потеху публики резали друг друга насмерть. Но даже этим умникам не приходила в голову самоочевидная вещь. А именно то, что по их же словам, гладиатор был штукой дорогой, в гладиаторы выбирали и обучали длительное время в специальной театральной школе, известные гладиаторы были звёздами и стоили огромные деньги. Значит, убивать гладиаторов такая же нелепость как убийство известных актёров или знаменитых скакунов.
То есть в колизеях шли или цирковые аттракционы, когда обученные люди убивали животных с минимальным для себя риском (коррида), или постановки вроде современного реслинга, с искусственной кровью и почти искусственным мордобоем. Ничего другого не могло быть просто из соображений коммерции.Коммерция, ага. Коммерция - это именно 19 век. А в античности коммерция если и существовала, то при совершенно иных условиях и ином социальном строе. Смерть раба на арене амфитеатра - это очень героическое зрелище для людей античной культуры. Почти что религиозная месса. Наверняка вокруг этого был и свой бизнес - тех, кто поставлял рабов и животных для этих игрищ. Но раб - это не человек. Рабов много (Рим постоянно вел войны и проводил карательные кампании в покоренных провинциях), и содержать их не было никакого смысла. Поэтому их убивали - с выгодой для рабовладельцев и на радость для римской публики. А гладиаторов даже обучать особо не нужно было - бери любого пленного воина-галла, германца или скифа, трезубец в руки - и вперед, готовый боец для кровавого зрелища. Гладиаторские школы - это уже изыск, это уже отдельная индустрия, выросшая из простого удовольствия убивать своих пленных врагов.
Ну, а про размышлизмы Галковского относительно христианства и вовсе читать смешно. Здесь советское воспитание Мэтра просто вопиет в каждой строчке.
Но титаническое стремление Галковского преодолеть в себе ущербность советской культуры все же сыграло полезную роль, я считаю. Ведь тотальный скептицизм и критичность взгляда, характерные для Галковского - это уже явление чисто европейские. Азиаты и советские не способны к критичному мышлению, это особенность европейской культуры, включая античность. И в этом своей ипостаси - несмотря на многие изъяны и недостатки, Галковский, как человек очень сильного ума, конечно, неподражаем.
Остается только посмотреть, что теперь станет со всеми этими советскими притырками Дэвилами, Пионерами и прочими утятами. Все-таки признание мэтром античности - это огромный удар по всему образу мышления советский утят. Беспокоюсь, как бы у них теперь окончательно крышу не снесло.