Очень хорошее интервью С.Сергеева, главного редактора журнала "Вопросы национализма", православно-державническому порталу "Русская народная линии". (Кстати, на днях поступил в продажу очередной номер "Вопросов национализма"). Все очень по существу, ясно и актуально.
И на этом фоне умственная убогость наших "имперцев" особенно заметна. Скажем, редактор "Русской народной линии" Анатолий Степанов сопроводил интервью Сергеева своим собственным комментарием, который он назвал страшным пафосным заголовком: "Русский национализм - могильщик России". Что же господин Степанов приводит в качестве аргументов против русского национализма? Да ничего конкретного. Цепляние к словам, передергивания, какое-то глупое невнятное беспомощное блеяние, которое как нельзя лучше демонстрирует, что к современным проблемам России и русского народа все эти фантазеры имперцы имеют весьма отдаленное отношение, а весь их "патриотически-державнический" дискурс не стоит и ломаного гроша. Особенно здесь показателен следующий пассаж господина Степанова:
Идеологи современного русского национализма, по сути, клевещут на русский народ, уподобляя нас каким-нибудь там французам, итальянцам или немцам. Ведь ни Париж, ни Берлин, ни Рим никогда не претендовали и не могут претендовать на то, чтобы быть Третьим Римом. Поэтому бессмысленно уподоблять Россию европейским странам, бесполезно учиться у европейцев чему-то в сфере идеологии. Господь дал русскому народу особое призвание, это известно любому мало-мальски верующему русскому человеку. Но этой нехитрой мысли не могут понять и принять идеологи русского национализма, поскольку они люди либо враждебные, либо равнодушные Православию. А значит их глаза и их мышление закрыты. Они подобны тому самому египетскому фараону, который видел чудеса, которые творил пророк Божий Моисей, но ни в чем не убеждался, а только ожесточался еще больше на народ Божий.
Гы-гы. Ну это же надо! Итальяшки не додумались вот до того, чтобы свой Рим назвать Третьим Римом. Глупые позорные макоронники! Жалкие ничтожные европейничишки! Никто, никто, кроме наших православных державцев, не может похвастаться званием Третьего Рима, даже жители самого Рима. Аж распирает от гордости за эту затертую мысль монаха 16 века Филофея.
Конечно, не со всеми идеями Сергеева можно согласиться, но то, что человек мыслит в адекватных понятиях - это несомненно. Хотя, повторю, отдельные его идеи весьма спорны. Скажем, историко-идеологическая концепция Сергеева, в которой он относит происхождение русского национализма к декабристам - называя декабристов первыми русскими националистами - лично мне представляется весьма спорной, мягко говоря. Декабристы, конечно, не были никакими националистами, да и русскими многие из них не были - среди них было множество немцев. Декабристы были республиканцами, воспитанными на идеях масонства, Просвещения и Французской революции. И поэтому они, естественно, были антимонархистами. То есть по сути декабристы были предтечами наших либералов и зачинателями революции, и в центре их внимания стоял вопрос о власти, а не о судьбах России и русского народа. Это были выразители взглядов и настроений определенных - и далеко не русофильских - кругов аристократии, а само декабристское восстание было лишь эпизодом в вековой борьбе русской аристократии против русского самодержавия. Где там Сергеев нашел русский национализм - понять трудно. И не случайно именно либералы - в массе своей тоже масоны и республиканцы - в итоге совершили тягчайшее преступление против России в феврале 1917 году, которое обернулось национальной катастрофой. В общем, по-моему, идея отнести происхождение русского национализма к декабристам непродуктивна и несостоятельна со всех точек зрения - и с исторической, и с идеологической, и даже с чисто теоретической. Уж если говорить о первых русских националистах, то, несомненно, это Катков и славянофилы - если, конечно, не считать патриотов более ранней поры, боровшихся, как М.Ломоносов, против немецкого засилья в научных и управленческих кругах Российской Империи.
Точно так же мне представляется неприемлимым резко негативное отношение Сергеева к русскому самодержавию. У меня есть свой взгляд на эту проблему, и лично я считаю, что русское самодержавие вовсе не противоречит идеям представительства и самоуправления, а, напротив, прямо их предполагает. Вспомним Земские соборы, существовашие до Петра, или систему местного самоуправления, заложенную еще Иваном Грозном и даже ранее. То, что после петровских реформ русское самодержавие выродилось в какую-то жестко централизованную бюрократическую систему - это не проблема, собственно, самодержавия, а лишь следствие самих петровских реформ. И те же дакабристы были таким же следствием и отрыжкой национального погрома, учиненного Петром.
Но в своих оценках этой системы, созданной Петром, я вполне согласен с Сергеевым и Крыловым, которые рассматривают ее как систему упраления посредством колониальных методов независимой страной и европейским по своей сути народом - русскими. Как и почему такая система управления стала возможна в России - вот вопрос, который нам нужно осмыслить. Вполне вероятно, что какие-то интенции к такого рода государству существовали еще до Петра. Не будем забывать, что Московское централизованное государство выросло из Московского княжества, и далеко не последнюю роль в возвышении Москвы сыграл тот факт, что московские князья получали ярлык на правление от Орды. Это порождало среди московских правителей особую политическую культуру, согласно которой они сами себя рассматривали как уполномоченных по сбору дани с русского населения для Орды и по подавлению антиордынских восстаний (например, Тверского восстания).
Впрочем, и здесь нужно избегать однозначных выводов и упрощений. Скажем, идея наших либералов-западников, что русское самодержавие чуть ли не было простым заимствованием Москвой ордынских порядков, мне представляется весьма пошлой и далекой от истины. Несомненно, монархические самодержавные тенденции в русской политической культуре обозначились и существовали много ранее нашествия монголо-татар и Ига, и эти тенденции заметны и в деятельности Св. Владимира, и Владимира Мономаха, и Юрия Долгорукого, и Андрея Боголюбского, когда никакой Орды еще и в помине не было. То есть утверждать, что русское самодержавие было порождено Ордой - просто глупо и близоруко. Самодержавие было порождено самим русским народом, и зачатки самодержавной политической культуры можно отнести еще к Рюриковичам. Другой вопрос, что исторически реализовано это самодержавие было в специфических условиях утраты суверенитета и подчинения Орде, и, вероятно, это не могло не отразиться на системе управления возникшего централизованного Московского государства.
В общем, тут есть вопросы и все не так просто. Поэтому следует избегать крайних и упрощенных взглядов на специфику становления русского государства. Но то, что русский народ сегодня находится в историческом тупике и то государство, которое существует сегодня, ни в коей мере невозможно рассматривать как нечто достойное и нормальное - это факт. Как и то, что ответить на все эти сложные исторические вопросы русского бытия сможет только русский национализм, а не имперцы и державники, которые зачастую даже самой проблемы не видят и не признают, что русский народ сегодня находится в тяжелейшем историческом кризисе.