К. Крылов текстик написал - об отличиях русского национализма от старого советско-русского патриотизма и о непростых отношениях между ними:
Часть 1
Часть 2
Ожидается еще и третья, заключительная часть. И тут же получил ответ от тех самых патриотов:
Крылов в своей статье написал о взглядах русских патриотов так, как это мог бы сделать западный публицист из недалеких и самых поверхностных - из числа тех, кто безмятежно верит в "демократию", "ужасы тоталитаризма" и в то, что в личной резиденции Саддама Хуссейна, лазая под кроватями и заглядывая в ночные горшки, борцы за демократию действительно искали завод по производству оружия массового поражения.
Наши "националисты", в отличие от большинства населения, являются законченными западниками, даже не внутренними эмигрантами, а полными и совершенными детьми Запада, случайной прихотью судьбы занесенными на нашу, чуждую и неприятную им почву. Им там хорошо, здесь - плохо. Они очень хотят, чтобы здесь было как там, - хотят для себя, не для нас.
В этом есть даже что-то смешное: когда вы говорите "националисту", что русские люди - другие, чем на Западе, что у них другие вкусы и другие интересы, он возмущается, считая, что вы назвали русских неполноценными и убогими, - настолько глубоко в нем убеждение, что люди Запада - это самое оно, ни убавить ни прибавить, и любое отличие от них может быть только в худшую сторону.
Ну и ехали бы себе, чего зря мучиться?
Ну, на мой взгляд, обвинять Крылова в том, что вот лично он хочет всего хорошего (богатства, свободы и всего прочего "как у них там") лично для себя, а не для русских, совершенно несправедливо. Если бы Крылов хотел устроиться получше в эрэфии, то с его талантом и умом он, безусловно, это сделал бы. Но мешают именно его взгляды русского националиста. И поэтому на ТВ вполне можно увидеть Холмогорку, а вот Крылова - никогда. Или почти никогда. То есть в том, что Крылов именно русский националист - то есть человек, ради блага своего народа - как он его понимает в системе своих взглядов - готовый пойти на определенные жертвы, у меня лично сомнений не вызывает. А это дорогого стоит.
Но упреки русских националистов в грехе западничества и либерализма, на мой взгляд, не лишены оснований. Я не скажу, что сам Крылов такой уж весь из себя западник и либерал, но национал-демократическое движение - наиболее сильное в данный момент в русском национализме, к которому принадлежит Крылов и к которому я причисляю и себя самого, - на мой взгляд, и в самом деле в значительной степени есть специфическая форма западничества и либерализма. Чего, в общем, представители этого движения - даже из ближайшего круга Крылова - и не скрывают.
И, сказать честно, меня лично это не очень устраивает. Хотя бы потому, что три наиболее масштабные национальные катастрофы России произошли под знаменами западничества - реформы Петра, февральско-октябрьский переворот 1917 года и развал страны с последующим становлением западнической тирании после 1991 года. Но есть и множество других моментов, на которых я сейчас останавливаться не буду, которые говорят о том, что западничество всегда оборачивалось для русских кучей проблем и несло с собой мощный заряд разрушения и русофобии. И, скажем, ненависть к России - именно к России - у того же Широпаева, одного из зачинателей этого движения - очень заметна.
И тем не менее, при всем моем неприятии западничества и либерализма, я причисляю себя к тому же национал-демократическому течению. И как раз потому, что старый патриотизм, о котором писал Крылов, давно превратился в разводку для русских, когда под разговорчики о великой империи и ответственности русских за страну происходит откровенный грабеж и издевательство над русским народом в угоду шустрым проходимцам и всяким черномазым тварям. Это русские уже поняли и осознали. Но противопоставить этому они пока не нашли ничего лучше, чем банальное западничество. То есть если в своей критической части старого патриотизма правота русского национализма несомненна, то вот в позитивной части все гораздо хуже и беднее. Но то, что русский национализм отошел от всей этой имперской патриотической портянки - уже хорошо. Плохо, что вместо этого патриотизма ничего пока не создано, помимо перепевов западничества на новый мотив.
И вот тут появляется голова профессора Кургиняна - одного из мастодонтов того самого старого патриотизма.
Это важное событие: впервые яркий представитель старопатриотов вступил в открытую полемику с русским национализмом. Фактически, это выступление Кургиняна означает, что Рубикон пройден, и отныне мы можем говорить о полном размежевании русского национализма от советских патриотов-державников и имперцев.
И очень жаль, что Сергей Ервандович ничего при этом не высказал по существу в качестве критики русского национализма. Заявления, что "русские националисты хотят расчленения и убийства России" - это такой старый и избитый прием наших врагов, что в него никто, кроме охранителей на зарплате и самих патриотов, уже не верит. Ну, а обвинения Крылова в том, что тот хочет отдать миллионы русских девушек в проститутки китайцам, иначе как тем самым "вонючим грязным пиаром", в котором тот же Кургинян обвиняет Крылова, назвать невозможно.
Я у Кургиняна только один ролик посмотрел - и мне хватило. Сейчас их уже 20. 20 часов разговора об одном и том же! Но знающие люди мне подсказали, что русского вопроса Кургинян за все 20 часов всерьез не коснулся ни разу. Ни разу! Те же знающие люди пояснили мне, что Сергей Ервандович просто не считает этот вопрос и вообще тему межнациональных отношений настолько важной - это для него тема второго-третьего порядка.
Так чего стоит это кургиняновское "я лублу великий русский народ"? Товарищ Сталин тоже любил, и совпатриоты до сих пор не нарадуются, что однажды товарищ Сталин произнес тост за великий русский народ - после бойни, в которой русские 20 млн. своих жизней положили. Так что не надо нам нерусской любви. От этого нерусского "я лублу русский народ" уже тошнит. Русский народ лубят таджики, когда насилуют русских женщин, Россию очень любят чеченцы и дагестанцы. Они все очень лубят Россию - как свою добычу. И не точно ли так же лубит великий русский народ и товарищ Кургинян?
Но если русский вопрос для Кургиняна - второстепенный, то возникает вопрос, а для кого он создает свой проект Модерна? Для жителей РФ? Для кавказцев? Для китайцев? Понимает ли товарищ Кургинян, что никакого Большого Проекта в России уже не будет, пока русские не примут его как свой национальный проект - то есть понимая, что он нужен и выгоден русским. И что не будет никакого Модерна, пока всей России не будут заданы единые стандарты - а эти стандарты могут быть только русскими. То есть пока не будет создано русское национальное государство.
Кургинян, насколько я понимаю, объяснил своим адептам, что и даже как он хочет построить. Осталось объяснить - для кого он это хочет построить? Неужели Кургинян полагает, что страну и русских можно будет еще раз обмануть, как это сделали коммунисты?