О свободе и швабоде (1)
Aug. 5th, 2009 11:23 pmСвобода - фундаментальная христианская ценность. Господь Бог, к Которому обращается в своих молитвах христианин, является свободной Личностью и свободным Творцом. Человек, созданный по образу и подобию Творца, создан свободным, со свободной волей и разумом - настоящую веру и настоящую любовь невозможно найти среди рабов. Отношение между христианином и Богом строятся как отношения двух свободных личностей. Таких отношений древний мир (включая иудеев) никогда не знал. "Невольник - не богомольник", - гласит русская поговорка.
Поэтому все разговоры о "рабской сущности христианства и религии" не имеют под собой никаких оснований. Вся современная европейская культура, все ее достижения и представления о человеческой личности выросли из христианских представлений о свободе личности и свободе человека. Правда, эти представления существенно искажены, и современные либеральные идеи о свободе бесконечно далеки от христианских представлений, часто ему противоположны.
Христианская свобода и либерализм
В чем состоит различие между либеральной и христианской свободой?
Во-первых, христианское представление о свободе немыслимо без и вне понятия греха. Христианство исходит из того, что наш мир не является таким, каким он был задуман и создан Творцом. Наша природа и наш мир повреждены грехопадением, и это значит, что человек не может "автоматически" творить добро, а сам человек и мир имеют предрасположенность ко злу и саморазрушению. "Добро не гарантировано". Созидание добра требует постоянных усилий и постоянного выбора, а напоминанием о том, что мир находится в состоянии грехопадаения, служит смерть, тление и множество проявлений несовершенства нашей жизни и нашего мира.
Ничего подобного в либеральном учении о человеке и свободе нет. Либерализм полностью игнорирует понятие добра и зла, а вместе с ними и понятие о грехе и несовершенстве нашего мира. Точнее говоря, единственное несовершенство человека и мира либерализм усматривает в том, что мир и человек еще недостаточно "свободны", а "грехом" объявляется все, что стесняет или препятствует либеральной "свободе" или распространению либеральных идей. Названий (точнее говоря, штампов) для обознания "грехов" против либерализма придумано немало - тоталитаризм, фашизм, коммунизм, нетолерантность, гомофобия, тирания, антисемитизм или даже экономический протекционизм. Этот список "грехов" против либерализма и либеральной свободы все время меняется и редактируется, в зависимости от текущей ситуации, но он присутствовал в либерализме всегда. У либералов есть свои "праведники" и свои "злодеи". Их список также постоянно корректируется. Как видим, либерализм не чужд религиозных идей и является учением достаточно тоталитарным, отказывающим в праве другим религиям или учениям на равное с ним существование. Куда более тоталитарным, чем другие учения или религиозные секты.
Во-вторых, само понятие свободы в христианстве и либерализме понимаются совершенно по-разному. Для христианина свобода - это возможность созидать и творить добро. Это свобода быть самим собой. Но поскольку человеческая природа повреждена грехом и собственный подлинный облик человек от него постоянно ускользает и замутняется грехом, быть самим собой невозможно без постоянной работы над своей природой, без постоянного освобождения от последствий грехопадения. Поэтому само это освобождение осуществляется через общение с Богом, осознание своих грехов и раскаяние в них, что позволяет снова и снова узреть свой первозданный лик, "найти себя самого". Конечно, человек грешит постоянно, вольно или невольно, осознанно или бессознательно. Но рабство греха после Боговоплощения и Воскресения не имеет власти над человеком, а раскаяние и покаяние укореняют человека в Боге и добре, давая ему все больше созидательных и творческих возможностей творить добро и устраивать свою жизнь, преодолевая последствия грехопадения в себе самом и во всей природе. Отсюда та невероятная творческая сила, жизнелюбие и оптимизм, которые характерны для христианских культур.
В либерализме добро и зло, прекрасное и безобразное, праведность и порок получают одинаковое "право на прописку" и уравниваются между собой. Человек может сознательно делать зло или проведовать порок, но никто не вправе не только воспрепятствовать злодею, но даже сказать, что зло - это зло. Таким образом, либерализм - это идеология, призванная приоткрыть дверь для зла и греха в наш мир, легализовать его, и обезоружить любые силы, которые способны его осудить или попытаться воспрепятствовать его распространению.
Гримасы либерализма
Ограничение, которое либералы декларируют и которое сводится к принципу "моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого", в действительности является ничем иным, как словесной уловкой. Любая свобода одного уже есть ограничение для свободы другого. Если вы едете на автомобиле, то все остальные машины являются для вас помехой, а ваш автомобиль является помехой для других. И чем габаритнее ваш автомобиль, тем большей помехой он является для других. Поэтому в либеральном мире каждый объективно является лишь помехой и препятствием для всех остальных, и люди могут друг друга лишь терпеть, в надежде, что будут терпеть его самого. Либеральный мир - это мир взаимного отчуждения и ненависти, где каждый старается всеми правдами и неправдами отвоевать свое пространство "свободы". В основном с помощью денег, конечно. Не случайно, в либеральном мире столько психов. Люди живут в нечеловеческом мире, и без помощи психиатров, психоаналитиков и других специалистов по снятию стрессов уже не могут обойтись. Но ничего хорошего либеральное общество им предложить не может - только уроки толерантности, где вас смогут отучить от нормальных человеческих чувств и научат терпеть остальных. Уроки толерантности - это что-то из серии курсов для алкоголиков или курсов по психоаналитике, где ваша психика получит заряд автоматических настроек - совершеннно искусственный и разрушительных механизм, противоречащий свободной человеческой природе. Мир либерализма - это нечеловеческий мир.
Например, никто из либералов не может толком объяснить, почему в большинстве либеральных стран нельзя легально торговать наркотиками. В самом деле, у нас есть две автономные личности - продавец и покупатель наркотиков. У них есть взаимный интерес: один хочет купить наркотики, другой - продать. Что может им помешать? Почему общество вмешивается и накладывает запрет на эту взимовыгодную сделку двух взрослых, самостоятельных и свободных людей? По существу либералам ответить нечего, поэтому последовательный либерал не может выступать против торговли наркотиками. Они и выступают за "легалайз", но их почему-то называют "радикальными либералами". Где же здесь радикализм? Эта сама суть либеральной философии и либеральной свободы, и исходя из внутренней логики либерализма возразить "умеренные либералы" сторонникам "легалайза" ничего не могут. Вот типичные людоедские рассуждения последовательных либералов:
- Значительная часть пагубного влияния на здоровье приходится на досыпаемые в корыстных целях примеси и плавающее из-за них качество товара. При легализации наркоторговли и приставлении к ней наркологического Онищенко пагубность наркотиков для здоровья значительно бы уменьшилась.
- Давнишний тезис - "криминализация оборота наркотиков, подобно 18-й поправке Конституции США ("Сухой закон"), ничуть не препятствует наркомании, сказочно обогащая мафию" - при всей своей непривычности и парадоксальности, видимо, верен.
Прикрепление наркомана к конкретной аптеке. Официальный его отказ от медстраховки. Рецепт (с указанием дозы и частоты приема), с наблюдением у нарколога: чтобы не брал лишнее, для перепродажи. Открытая информация: кто умирает, когда умершие встали на учет (т.е. - сколько прожили).
- "Наркомания - плохо, торговля наркотиками - зло. Ergo, легализация наркооборота есть легализация зла и пособничество наркомании. Многие мрут? так не кололись бы - не мерли бы."
Эта логика слишком распространена. Зато требовать ужесточения наказаний можно совершенно безнаказанно: это не безответственный пиздеж, но Забота О Здоровье Нации, а также О Будущих Поколениях. И нет политика, который мог бы себе позволить не считаться с такими умонастроениями. Мог бы царь, но его нет.
- Легализация приведет к отмиранию наркоторговли в принципе. Себестоимость грамма амфетамина (продающегося в розницу за полторы тысячи) - десять-двадцать рублей. Цементом или спичками торговать будет выгоднее) .
Как видите, либеральные людоеды и рады бы легализовать торговлю наркотиками в России, но народ не поймет - отсталый он, не прогрессивный.
Основания свободы
Наконец, в третьих, сама онтология свободы в христианстве и либерализме существенно различны. В христианстве свобода - это часть человеческой природы, которую отнять невозможно. Эта свобода может быть замутнена грехом и помрачением, и тогда человек становится "рабом греха", утрачивая способоность свободно и осмысленно строить свою жизнь и быть собой. Но до конца эту свободу отменить невозможно, как невозможно отменить богоподобие человеческой природы.
В либерализме понятие свободы носит чисто внешнюю социальную, экономическую и политическую направленность. Даже наиболее личностные стороны либеральной свободы (как, например, свобода самовыражения, мнения или убеждения) социально окрашены - ведь "самовыражение" или "мнение" подразумеваются публичные, существующие на публике, в социальной среде. Поэтому вся история человечества предстает как рабство и грехопадение, от которых человек избавляется, постепенно завоевывая все новые и новые "свободы" - социальные, политические, сексуалистские. Подспудно, человек должен избавиться и от всех других своих пут и тиранов, которые его сдерживали все это время - и в первую очередь от всяких ограничений, которые воспитывали его нравственность, его волю и разум. В конечном счете, человек должен избавиться от себя самого, от своей природы, преодолеть ее с помощью психических и социальных техник. Чтобы стать окончательно "свободным", человек должен избавиться не только от совести, но и от разума и от воли. Он дожен стать безумным нечестивцем, который ищет высшую степень "свободы" - свою смерть.
Как видим, христианское понимание свободы не только сильно отличается от либерального, но во многом прямо ему противоположно. Христианин достигает свободы через воспитание своих чувств, своей души, своей воли и своего разума, что предполагает постоянные усилия и самодисциплину. Либерал достигает своей свободы через распущенность своих чувтств и своего разума, и через поощрение такого же распущения в других, что ведет к утрате человеком не только божеского, но и человеческого облика - того облика, который мы наблюдаем на всем протяжении человеческой истории и культуры и который, кажется, никогда не вызывал вопросов. Но этот человеческий облик поставлен либерализмом под сомнение и становится предметом его ненависти и отвержения.
Христианство и либерализм несовместимы.
(продолжение следует)
P.S. Просьба вывести в топ: http://bomelf.livejournal.com/61143.html