runo_lj: (Default)
runo_lj ([personal profile] runo_lj) wrote2012-06-24 01:09 am
Entry tags:

О стоимости денег. Критический обзор (6)

Относительно стоимости денег разными учеными экономистами в разное время было сказано столько благоглупостей и ерунды, что нам придется исходить из максимально очевидных и даже банальных предпосылок, постепенно двигаясь к более сложным и неочевидным выводам. Попутно нам придется коснуться и всей той чепухи, которую нагородили вокруг этой проблемы экономисты-теоретики - дабы было понятно, где именно они совершали ошибки и в чем состояла суть этих ошибок.


Итак, что есть объективная стоимость денег? Очевидно, это то количество товара или набор различных товаров, на которые вы можете обменять определенную сумму денег. Если у вас есть 100 рублей и на эту сумму вы можете купить бочку вина, или 5 горшков, или 5 пудов хлеба, или 2 метра сукна, то объективная стоимость денег есть не что иное, как пропорция, в которой вы меняете деньги на тот или иной товар. Другими словами, это меновая стоимость денег, выраженная через различные товары, или же меновая стоимость товаров, выраженная в деньгах. Заметим, что вы можете менять сукно на вино и горшки на хлеб и без всяких денег, и пропорции обмена при этом будут теми же: то есть если вы покупаете бочку вина за 100 рублей, и за те же 100 рублей покупаете 5 пудов хлеба, то это всего лишь означает, что меновая стоимость бочки вина к пуду хлеба относится как 5 к 1, то есть стоимость бочки вина в пять раз больше стоимости пуда хлеба, и при определенных условиях вы сможете обменять бочку вина на 5 пудов хлеба, минуя посредническую роль денег. Таким образом, объективная стоимость денег проявляется как выраженная в деньгах меновая стоимость товаров - то есть то, что обычно называется ценой товара. 

Меновые стоимости товаров, как мы уже видели, в свою очередь определяются субъективными потребительскими и трудовыми стоимостями товаров. При этом потребительская и трудовая стоимость товара меняется в зависимости от количества товара  - потребительская стоимость при увеличении количества товара падает, а трудовая стоимость, напротив, возрастает. Но при развитых торговых отношениях и регулярном обмене эта зависимость отходит на второй план: продавец булочек не продает первую булочку по одной цене, вторую - по второй, третью - по третьей. Он выставляет цену для всего количества имеющегося у него товара, и все булочки он продает по одной цене. Точно так же и покупатель не может купить первую булочку по одной цене, вторую - по второй, и все покупатели покупают все булочки по одной и той же цене. Конечно, когда продажей товара занимается непосредственно его производитель (скажем, если крестьянин продает выращенную им картошку на крестьянском рынке), всегда есть возможность поторговаться, и если вы покупаете значительное количество товара, то продавец может сделать вам скидку - то есть продать вам это количество по цене, несколько меньшей изначально заявленной. Так же чаще всего оптовые цены - то есть цены на значительное количество товара - всегда ниже, чем розничные цены - то есть цены, по которым продается тот же товар в розницу конечному потребителю. Но это никак не отменяет того факта, что какое-то количество товара продается по одной и той же цене. 


В этом состоит важное отличие меновой стоимости от потребительской и трудовой: в меновой стоимости стоимость единицы товара (цена) определяет стоимость и других единиц этого товара, в то время как потребительская и трудовая стоимость единицы товара зависит от количества товара. Откуда возникает это отличие в исчислении меновой стоимости товара от исчисления его потребительской и трудовой стоимости? Очевидно, из того факта, что меновая стоимость есть уже стоимость объективная - то есть стоимость, соотнесенная со стоимостями других товаров других производителей, а потребительская и трудовая стоимость соотносятся, прежде всего, к субъекту потребления и производства, а потому они есть величины субъективные, и именно в таком качестве они и нужны. Но меновая стоимость, -  возникающая в результате регулярного обмена, и особенно если обмениваются не случайно возникшие у производителя излишки товаров, а товары, специально созданные для обмена на другие товары, - уже должна фигурировать как ясно обозначенная объективная величина - то есть должна быть объявлена меновая стоимость товара, и эта стоимость должна распространяться на все единицы продаваемого товара. Регулярный обмен и производство на продажу были бы невозможны, если бы меновая стоимость товара постоянно менялась и если бы каждая единица товара имела свою стоимость, отличную от стоимости других единиц того же товара. Поэтому со временем возникает более-менее устойчивое соотношение меновых стоимостей различных товаров, по которым эти товары в дальнейшем и обмениваются. 

Изчезают ли при этом субъективные величины потребительской и трудовой стоимости? Конечно, нет. Они продолжают действовать и, более того, именно эти стоимости и определяют объективные меновые стоимости товаров и они же ответственны за колебания и изменения этих меновых стоимостей. Меновая стоимость, как мы видели, возникает в результате взаимодействия субъективных потребительских и трудовых стоимостей. Мы сейчас не касаемся вопроса механизма формирования меновой стоимости товара из его потребительской и трудовой стоимости (эту тему мы подробно рассмотрим позже), но очевидно, что то, что называется ценой спроса есть просто некая равнодействующая из субъективных оценок покупателями потребительских свойств товара (то есть потребительская стоимость товара), а цена предложения есть некая равнодействуюшая из субъективных оценок производителями трудовой стоимости товара, а меновая стоимость формируется в результате взаимодействия между этими равнодействующей потребительской стоимостью и трудовой стоимостью - то есть как равенство цены спроса и цены предложения. Многовековой спор экономистов о том, чем определяется цена (меновая стоимость) товара - издержками по его производству или же потребительскими свойствами товара - в рамках нашей теории стоимости абсолютно бессмысленен, так как меновая стоимость формируется в результате взаимодействия этих двух стоимостей. Поэтому при определенных условиях меновая стоимость товара может быть много выше его трудовой стоимости, может быть равна издержкам, а иногда может падать ниже издержек. Важно лишь понимать, что в механизме формирования цены (меновой стоимости) работают две стоимости  - потребительская и трудовая, а не какая-то одна, как это утверждали сторонники трудовой теории стоимости или последователи австрийской теории субъективной (потребительской) стоимости товара. 


Но как только эта меновая стоимость сформировалась и была объявлена производителем, она уже утрачивает всякий субъективный налет, и теперь уже начинается разговор на языке абсолютно объективных величин: по какой цене, в какой  пропорции один товар может быть обменен на все прочие товары, и при этом 1-й пуд хлеба, выставленного на продажу, имеет ту же меновую стоимость, что  и 2-й и 3-й и 4-й. Понятно, что даже в рамках какой-нибудь кратковременной ярмарки стоимость товара может измениться - скажем, крестьянин, чтобы побыстрее распродать свой хлеб, может под конец ярмарки продать остатки хлеба по цене, ниже первоначальной - но это изменение, во-первых, не будет чрезмерно большим, а во вторых, все остатки хлеба крестьянин все же будет продавать по одной цене. И только в этом смысле меновая стоимость предстает для нас как объективная величина, которая одинакова для всех покупателей и которая не зависит от того, какая единица товара продается. А потому меновая стоимость товара исчисляется как всякая другая объективная величина - то есть, скажем, если крестьянин выставил цену 1 пуд хлеба = 10 рублей, то из этого следует, что 10 пудов хлеба стоят 100 рублей.

Понятно, что и объективная стоимость денег имеет тот же самый смысл. Если у нас есть 100 рублей и пуд хлеба стоит 10 рублей, то 10 пудов хлеба мы сможем купить в обмен на 100 рублей. И эти 100 рублей фигурируют как объективная величина для всех продавцов и всех покупателей: стоимость первых 50 рублей может быть для вас субъективно выше, чем стоимость вторых 50 рублей, но за 10 пудов хлеба вы платите 100 рублей - 50 рублей за первые 5 пудов и 50 рублей за вторые 5 пудов. Точно так же и крестьянин продает первые 5 пудов хлеба за те же деньги, что и вторые 5 пудов, независимо от того, насколько субъективная ценность первых 50 рублей для него больше или меньше, чем вторых 50-ти рублей. И поэтому деньги здесь выступают как любая другая объективная меновая стоимость.


Но что определяет величину этой стоимости? Из того, что мы платим 10 рублей за пуд хлеба и 20 рублей за бочку вина, лишь следует, что меновая стоимость хлеба к стоимости вина относится как 2 пуда хлеба=1 бочки вина, и, как мы уже отметили выше, эта пропорция никак не зависит от того, обменивается ли хлеб на вино с помощью денег или без них. Деньги здесь лишь выражают меновые стоимости и соотношения через свои денежные единицы стоимости. Но ведь если бы пуд хлеба стоил 20 рублей, а бочка вина 40 рублей, меновая стоимость этих товаров не изменилась бы, но зато изменилась бы меновая стоимость самих денег. Понятно, что в случае товарных денег (быки, белки, соль) меновая стоимость денег определяется как и у всех прочих товаров - то есть из соотношения потребительской и трудовой стоимости того товара, который по каким-то причинам стал играть роль денег и через который стали выражать меновые стоимости всех прочих товаров. Примерно так же, очевидно, определеяется и объективная стоимость металлических денег, хотя, как мы видели, здесь деньги как идеальная мера стоимости уже отделяется от товарного тела золота или серебра. Но в случае фиатных бумажных денег деньги уже не имеют своей собственной потребительской и трудовой стоимости. Чем же тогда определяется их объективная меновая стоимость (то есть их покупная способность)?